Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка

Если вы хотите записать несколько дорожек акустических звуков (а не MIDI информации), то вам понадобится средство многодорожечной записи или в виде магнитофона или в виде системы записи на жесткий диск. Многодорожечные магнитофоны бывают цифровые и аналоговые, последние подразделяются на катушечные и кассетные. Системы записи на жесткий диск подразделяются на автономные и компьютерные.

Цифровые магнитофоны
Модульные цифровые многодорожечники , хотя и не являются самыми дешевыми устройствами, вполне могут применяться в домашней студии. Это восьмиканальные цифровые магнитофоны, использующие в качестве носителя видеокассеты. Модульными они называются потому, что вы можете объединить до шестнадцати подобных устройств в единую систему. Их качество звука лучше, чем у недорогих аналоговых катушечных магнитофонов.

Аналоговые магнитофоны
Если вам ближе аналоговая запись, то можно выбрать среди катушечных магнитофонов, кассетных магнитофонов и портастудий.

Портастудии , устройства для записи нескольких дорожек (от четырех до восьми) на обычные компакт-кассеты, имеют встроенный микшер. Они предлагают удобный и недорогой способ одновременного решения вопроса записи и микширования в домашней студии. Некоторые имеют даже встроенный синхронизатор.

Многодорожечные кассетные магнитофоны также могут записывать от четырех до восьми дорожек на обычные компакт-кассеты, но не имеют микшера. По крайней мере одно из них (Fostex GT 10) предлагает встроенную систему синхронизации.

Катушечные магнитофоны записывают от 8 до 16 дорожек (устройства, записывающие больше дорожек, довольно дороги для домашней студии) на пленку шириной от четверти до половины дюйма. Их качество записи лучше, чем у кассетных систем.

Запись на жесткий диск
Многодорожечные системы записи на жесткий диск делятся на компьютерные , которым требуется дополнительный компьютер для осуществления своей деятельности, и автономные , которые могут работать сами по себе. Подобные системы многодорожечной записи видимо заменят в будущем все остальные. Их основными преимуществами по сравнению с магнитофонами являются произвольный доступ (то есть способность практически мгновенно перейти к любому месту записи) и возможности редактирования. Недостатки - непривычность и все еще высокая стоимость.

Что касается разницы между двумя группами систем записи на жесткий диск, то автономные больше напоминают магнитофоны при работе с ними, обычно стоят дешевле и более устойчивы к крушениям. Компьютерные системы могут обойтись дешевле, если вы уже имеете подходящий компьютер, могут работать совместно с другими программами и периферией и предлагают более наглядный способ осуществления некоторых операций.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Многодорожечная запись (также многоканальная запись ) - способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины.

Особенности

Многородорожечная запись осуществляется при помощи:

  • аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов
  • аппаратно-программных комплексов с применением аудиоредакторов
  • цифровых звуковых рабочих станций

Применение этих устройств даёт возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись. Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.

История

Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились еще в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH -формата.

Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания , начиная с квадрафонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS

В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков. Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям. Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.

Студия звукозаписи на базе ПК

Некоторые исполнители для создания демозаписей, а иногда и создания альбомов используют персональный компьютер как рабочую станцию звукозаписи. При использовании ПК для многодорожечной записи, компьютер должен быть оснащён звуковой платой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением - многодорожечным аудиоредактором, предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов. Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединённых к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенных усилитель).

Звуковые интерфейсы могут быть выполнены в виде PCI карты, или внешнего USB или FireWire устройства.

См. также

Напишите отзыв о статье "Многодорожечная запись"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Многодорожечная запись

– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…       Шейн Фейбер
      Перевод: Сергей Мурашкин
      Источник: jeepjazz.com
      Дата публикации: 16 апреля 2002 г.

  • a. Громко или тихо
    b. На высокой или низкой частоте
    c. Громкоговорители, усилители и помещения

  • a. Аналоговый процесс записи
    b. Цифровой процесс записи
    c. Теория многоканальной записи
                 синхронизация записывающих устройств

  • a. Голоса, духовые и акустическое пианино
                 динамический или конденсаторный микрофон
                 ленточный микрофон, PZM и другие особые типы
                 создание звука
    b. Гитара, бас-гитара и струнные инструменты
                 усилители или прямой вход
                 предварительные усилители и устройства FX
    c. Самплеры, синтезаторы и драм-машины
    d. Настоящие барабаны и настоящие барабанщики

  • a. Входы и выходы
                 линейный вход и раздельные консоли
                 управление входом и выходом
                 что означает -10 и +4?
    b. Эквализация
                 графические, параметрические, ламповые EQ и т.д.
                 "старина" и новые технологии
    c. Подача сигнала с и его получение
    d. Партитура

  • a. SMPTE
    b. VCA и перемещаемые регуляторы
    c. MIDI автоматизация

  • a. Ревербератор
                 Halls , Plates и Rooms
                 Реверсивные ревербераторы и другие извращения
                 Ревербератор "Backwards"
    b. Эффекты "эхо" и "задержка"
    c. Flanging, Chorus и Phasing
    d. Harmonizers и Exciters

  • a. Секвенсоры
                 Секвенсоры на Hardware и Software
                 MIDI Clock, MIDI Timecode(MTC) и MIDI Machine Control(MMC)
    b. Синтезаторы
    c. Самплеры
    d. Компьютеры
                 цифровое редактирование

  • a. Программное обеспечение
                 Что Вы хотите сделать?
                 Стерео? Мультитрек?
                 Входы и выходыs
                 Программы для CD-R
    b. "Железо"
                 Компьютер"
                 RAM
                 Мониторы
                 Слоты PCI/ISA
                 Электропитание
                 Hard Drives: SCSI или IDE, USB и FireWire
                 Съёмные приводы
                 CD-r
                 Звуковая карта
                 Wordclock
                 Драйверы
                 Стоимость?

1. ОСНОВЫ АКУСТИКИ

a. Громко или тихо

Звук перемещает воздух. Наши уши чувствительны к этим колебаниям и воспринимают их. В музыке термин "динамика" относится к тому, что мы называем "тихим" или "громким" звуком. Способность носителя записи воспроизвести разность между тихим и громким звуками называется "динамическим диапазоном". Записи на виниле и магнитофонных лентах имеют ограниченный (в 20 db или около того) динамический диапазон, в то время, как современные компакт-диски и цифровая аудиоплёнка (DAT) способны полностью воспроизводить динамический диапазон; это - 100 db! Фактор ограничения - это сколько из того, что вы фактически слышите, определено громкоговорителями, усилителями и помещением. Продолжаем читать...

b. На высокой или низкой частоте

Мы все слышали термины вроде "яркий", "тусклый", "глубокий" и "бедный", используемые для описания музыки. Два главных фактора усложняют это дело. Первый - это то, что все мы слышим одно и тоже по-разному; один человек "ярко", другой - "тускло". Второй фактор - это точность воспроизведения нашего источника звука (или отсутствие этой точности) громкоговорителями и усилителями. Технически слышимый диапазон частот для человеческого восприятия составляет от 20 Гц до 20 КГц. Диапазон слышимого большинством людей располагается между 40 Гц и 16 КГц, и фактически вещание FM радио происходит в установленном диапазоне частот от 50 Гц до 15 КГц.

Типичный автомобильный радиоприемник "бум-бокс" или домашняя стереосистема имеют две кнопки эквализации звука. Кнопки "низкой" и "высокой" частоты обычно центрируются на 100 Гц и 10 КГц соответственно, с широкой фиксированной частотой "Q". "Q" относится к диапазону частот, подверженных повышению или понижению и выражается в октавах. Их результат воздействия на слух не является изысканным, но для бытовых устройств это является простым, удобным и обычно достаточным средством. Кнопка тонкомпенсации (loudness) - это просто низкочастотное повышение, компенсирующее очевидное отсутствие низких частот при прослушивании на малых уровнях громкости.

c. Громкоговорители, усилители и помещения

Это - последний шаг, прежде чем ваши уши примутся за работу. Здесь любые проблемы влияют на воспроизводимый звук, и таким образом на вашу способность интерпретировать то, что вы слышите. Усилитель, громкоговорители и помещение, в котором они находятся, - все это составляет пространство для восприятия звука. Когда ваши миксы великолепно звучат в студии и ужасно в другом месте, вы осознаёте, что что-то неправильно.

"Плоский" - это термин, используемый для описания системы, воспроизводящей все частоты более или менее в равной степени. Некоторые люди расходуют огромные суммы, пытаясь достигнуть звучания "плоского" пространства. Я считаю, что это хорошо на бумаге, но не всегда подходит для музыки! Пока я знаю, что могут "сотворить" громкоговорители и помещение, я буду заниматься этим делом. Мне нравится делать миксы на почти "полевых" системах, при умеренно выставленных уровнях. Это необходимо для уменьшения вероятных воздействий от помещения. Мои нынешние "любимчики" - компактные активные двухполосные мониторы Genelec 1031А. Они никогда не подводят меня. Alesis и Event 20/20 - недавние приобретения более дешёвых активных мониторов.

Уровень прослушивания является весьма субъективным фактором, но ухо реагирует по-разному на частоты при различных уровнях. Постоянные громкие уровни имеют тенденцию к лучшей слышимости высоких частот, в то же время при малых уровнях громкости низкие частоты не так отчётливы. Совместно с другими вещами, окружающими нашу жизнь, лекарства и алкоголь также влияют на чувствительность ушей, и обычно не лучшим образом.

IDE/UltraDMA SCSI
IDE/ATA 2.1 - 8.3 MB/sec SCSI 5 MB/sec
EIDE 11.1 - 16.6 MB/sec Fast SCSI 10 MB/sec
Ultra ATA(UDMA) 33.3 MB/sec Fast Wide SCSI 20 MB/sec
New Ultra-DMA 66 MB/sec Ultra SCSI 20 MB/sec
New Ultra-DMA II 100 MB/sec Ultra 2 SCSI 40 MB/sec

USB - новый интерфейс. Теоретически, вы можете иметь с USB 127 устройств шлейфового подключения. Нет необходимости в специальной карте, потому что это - встроенный формат на большинстве новых компьютеров (после 1999 года) и он более быстрый для цифрового звука. Он удобен, потому что периферийные устройства USB имеют функцию горячего запуска (это значит, что их можно подключать и отключать на работающем компьютере), а требования к кабелям ниже, чем с устройствами SCSI. Теперь жёсткие диски USB, CD-R, CD-RW и съёмные диски доступны.

Tascam и Event недавно появились с небольшими цифровыми звуковыми микшерными пультами, использующими интерфейс USB. Они оба стоят примерно $600 и имеют 8 регуляторов, EQ, цифровой вход и выход, и т.д. Когда вы устанете от записи с помощью "мыши", вы можете попробовать одно из них как интерфейс между вами и вашим любимым записывающим программным обеспечением.

Самый новый звуковой интерфейс FireWire и этот будут искрой, зажигающей "железную" революцию. Никаких PCI карт, только подключай и начинай записывать. Он, также как и USB, находится на материнской плате, готовый к рок-н-роллу. Устройства, использующие преимущество FireWire, начали появляться в 2001.

Сменные приводы: Стандартный картридж Zip-привода содержит приблизительно 10 минут 44.1 цифрового стереозвука. 1Гб Jazz или Syquest Sparq содержит приблизительно 100 минут 44.1 цифрового стереозвука. Если вы создаёте много различных проектов, передвижной носитель памяти может быть очень полезен. Картриджи Zip - приблизительно $10 за штуку, картриджи Jazz - $90-100 и картриджи Sparq - $33 за штуку.

К сожалению, Syquest отошёл от дел с лета 99-го, так что Iomega действительно не имеет конкуренции и может "заряжать" то, в чем они нуждаются. Имеется новый съёмный привод, названный Orbit, который здорово похож на Syquest Sparq. Он содержит 2.2Гб на одном картридже, и они стоят приблизительно $35 за штуку.

CD-R и CD-RW. 12-скоростные СD-R-приводы - теперь в диапазоне $300! Они могут быть SCSI или также IDE. Набор CD-R на шпинделе - менее $0.2 за каждый. Приобретите приличный "струйник", делайте одновременно ваши собственные наклейки и собственные CD. Я подобрал себе 8x SCSI CD-R за $200 в ноябре 99-го. Фактически, я имею 2x SCSI CD-R и 8x SCSI CD-R, установленными на моей системе. У меня имеется некоторое количество старых backup программ, которые работают с 2x CD-R, а я использую 8x для записи CD. Я люблю записывать 50-минутный CD за 8 минут!

CD-RW - это самое лучшее для резервирования ваших файлов. Для компьютера он выглядит наподобие другого жесткого диска, и вы можете повторно использовать этот носитель. СD для них более дороги, но не стоит над этим задумываться.

Звуковая карта. Это - элемент, который принимает звук в компьютер и выдаёт его наружу. Имеется большое количество звуковых карт, и вам необходимо выбрать правильную карту для работы, чтобы делать то, что вам нужно. Снова сходите на веб-сайты производителей. Убедитесь, что программное обеспечение, имеющееся у вас, будет работать со звуковой картой, которую вы присматриваете. Программное обеспечение должно перечислять звуковые карты правильно работающие с ним.

Не приобретайте карту, имеющую только цифровые входы/выходы, если вы не имеете DAT-машину или другое устройство, считывающее цифровой сигнал. Имеются два вида цифровых входов/выходов. Один - S/PDIF, использующий соединитель типа RCA (как на вашей кассетной деке), а другой - AES/EBU, использующий канон (как у микрофона). Некоторые карты имеют одно, а другие имеют оба этих соединения. Вы не можете подключать их к вашей стереосистеме и слушать через них! Будь то просто карта для редактирования стерео или для многодорожечной записи, приобретайте звуковую карту по крайней мере со стереовыходом для аналогового монитора, тогда все цифровые колокола и свисты изольются на вас; вы можете подключать это к вашей стереосистеме и слышать то, что происходит или не происходит!

Слово о Wordclock. Если вы используете компьютер только для записи и микширования, это вам не нужно. С другой стороны, если вы планируете использовать компьютер с другими цифровыми устройствами типа ADAT или DA-88, или цифрового микшерного пульта Panasonic DA7 или Yamaha 02R, то это очень важно для вас.

Все цифровые устройства имеют компьютеры внутри них, работающие на своих собственных внутренних частотах. Чтобы работать вместе должным образом, должен иметься Master Wordclock, устройство, соединяемое со всеми другими. Когда вы начинаете связывать их между собой и перемещать цифровой сигнал между устройствами, и должным образом не соединив входы и выходы wordclock, то эти различные цифровые частоты начинают вызывать проблемы: щелчки и трески, случайный шум, расхождения в синхронизации, сдвиг звука или вообще никакого звука. Кроме того, различные комбинации цифрового оборудования требуют некоторого экспериментирования относительно того, какое устройство должно быть wordclock master.

Драйверы. Это небольшие программы, которые связываются с операционной системой, будь это Win95, Win98, NT или Win3.11 и облегчают плавное взаимодействие между вашим аппаратным и программным обеспечением. Win95 имел версию 1 и версию 2, так же, как и Windows 98, а теперь, для вящего удовольствия, мы имеем Windows 2000. Вы должны удостовериться, что ваше программное обеспечение и оборудование поддержаны любой версией Windows, находится на вашем компьютере.

NT в этом ряду стоит особняком, так как он не поддерживает формат "plug and play". NT очень крепкая система, но "железо" должно быть специально подобрано для NT платформы. Всегда обещают новые драйверы, но если они недоступны, вам не повезло.

Вопросы совместимости. Большинство изготовителей программного обеспечения перечисляет системы и "железо", испытанное на предмет работы с их продуктами. Найдите эту информацию и используйте её. Это могло бы уберечь вас от многих головных болей. Так как PC - "самосборная" коробка, деньги, сэкономленные вами при самостоятельной сборке, ничего не будут значить, если программное обеспечение не будет работать на нём должным образом.

Давайте сделаем обзор. Чтобы получить эту игрушку, вам необходимо:

Устройства
системный блок $1000-2000
монитор $ 200-800
звуковая карта $ 350-1000
дополнительные жесткие диски $ 200-600
приводы CD-R/CD-RW $ 200-600
программное обеспечение для аудио $ 100-800
программное обеспечение для MIDI $ 100-800
програииное обеспечение для записи CD $ 100-500
SCSI-контроллер $ 120-300
Контроллер UltraDMA-66/100 $ 100
Съемные накопители $ 300
Студийное оборудование
микрофоны, микрофонные предусилители (?)
эффект-процессор (?)
микшерный пульт (?)
акустические мониторы (?)
магнитофон (?)
Цифровой синхронизатор (?)

Это - существенные капиталовложения и, как вы можете видеть, более существенные, чем просто покупка компьютера. Если вы нормальный человек, подавите раздражение, купите компьютер и сложите вместе, сконфигурировав в единое целое, все его жёсткие диски, съёмные дисководы, CD-R и CD-ROM. Подготовьтесь как следует и прочитайте внимательно то, на что обычно не обращаете внимания, прежде чем сделать покупку. Удачи!

Особенности

Многородорожечная запись осуществляется при помощи:

  • аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов
  • аппартно-программных комплексов с применением аудиоредакторов
  • цифровых звуковых рабочих станциий

Применение этих устройств дает возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись. Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.

История

Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились еще в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH -формата.

Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания , начиная с квадрофонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS

В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков. Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям. Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.

Студия звукозаписи на базе ПК

Некоторые исполнители для создания демо-записей, а иногда и создания альбомов используют персональный компьютер как рабочую станцию звукозаписи. При использовании ПК для многодорожечной записи, компьютер должен быть оснащен звуковой платой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением - многодорожечным аудиоредактором, предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов. Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединенных к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенных усилитель).

Звуковые интрфейсы могут быть выполнены в виде PCI карты, или внешнего USB или FireWire устройства.

См. также

Ссылки

  • Истоки и триумф магнитной звукозаписи. Владимир Островский. Журнал «625»: 1998, Выпуск 3
  • Многодорожечные рекордеры. Борис Меерзон. Журнал «Звукорежиссер»: 2000, Выпуск 7
  • Профессиональные программы для записи и монтажа звука. Анатолий Вейценфельд. Журнал «Звукорежиссер»: 2004, Выпуск 1

Wikimedia Foundation . 2010 .


Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка

Нередко можно встретиться с ситуацией, когда человек хочет начать работать со звуком на РС, научиться делать музыку, реализовать свои творческие замыслы, и при этом сталкивается с огромным потоком малопонятной для него информации с перечислением огромного количества ПО. После недолгих мытарств будущий специалист выясняет, что необходимо определиться с выбором основной программы, на которой он будет строить свою виртуальную студию. В качестве такого базиса в большинстве случаев выступает мультитрек (программа многодорожечной записи). Фразу «в большинстве случаев» мы применили неспроста, поскольку кроме мультитреков есть и другие специфические решения, о чем мы расскажем в отдельном подразделе этой статьи.

Совсем немного истории

Прототипами программ-мультитреков являются аппаратные многодорожечные магнитофоны, ранее широко использовавшиеся в профессиональных студиях. Музыкальные инструменты и голоса записывались на разные дорожки, после чего производился комплексный этап обработки, называемый сведением. Параллельно с этими технологиями развивалось другое интересное направление - секвенсоры - специальные модули, которые позволяли подключать несколько синтезаторов или модулей синтеза. Вы могли использовать несколько дорожек, в которые просто вписывали нотные партии для того или иного подключенного инструмента, и тот их воспроизводил. Секвенсор был предназначен для синхронного воспроизведения музыкальных партий нескольких таких устройств. В результате можно было довольно быстро и удобно делать аранжировку. В компьютерных технологиях первыми были реализованы именно секвенсоры. Это было в начале-середине 80-х прошлого столетия. Основным стандартом такого управления ныне является протокол MIDI.

В начале 90-х прошлого столетия в компьютерных технологиях стала активно воплощаться и идея реализации многодорожечной записи, при этом программы того времени еще разделялись на «цифровые магнитофоны» и MIDI-секвенсоры. С точки зрения аппаратного обеспечения (звуковых карт или модулей) это также подразумевало два отдельных независимых тракта.

Затем произошло технологическое объединение, и сегодняшний мультитрек - это многодорожечный магнитофон и MIDI-секвенсор в одном программном интерфейсе. При этом важно понимать, что, работая с таким ПО, мы оперируем двумя различными типами данных - аудиопотоками и MIDI-сообщениями. Если первые можно послушать, то вторые являются командными, содержащими в себе информацию, необходимую для управления виртуальными инструментами.

От чего отталкиваться при выборе?

На сегодня рынок программных мультитреков довольно разнообразен, причем опытным специалистам все равно, на чем работать, потому как практически везде применяются идентичные технологии. А новичкам для «входа в тему» сейчас лучше ориентироваться по тем музыкально-стилевым предпочтениям, которые у них имеются. Довольно большой ошибкой является ориентация на «самые крутые» решения по той причине, что это может быть и не совсем то, что вам нужно. Например, если вы хотите работать с техно и электронной музыкой, то наилучшими вариантами для вас будут Sony ACID и Ableton Live, «живой» - Avid Pro Tools и Magix Samplitude, стандартной поп-музыкой - Steinberg Cubase и Cakewalk SONAR, радио/ТВ-продакшном - Sony Vegas и так далее. На самом деле, есть очень много стилевых тонкостей, которые делают тот или иной продукт более удобным для понимания специалиста, его использующего.

Бытует мнение, что в звуковые профессии существует низкий порог входа - все очень просто и быстро изучается, но в действительности это не совсем так. Сейчас, когда звуковое ПО достигло высочайшего технологического уровня, очень многое зависит от профессионального класса и таланта специалиста. Поэтому, подобрав программу под свои стилевые вкусы на начальном этапе обучения, вы, прежде всего, обеспечиваете себе удобный старт.

Второй ключевой момент - это цена. Профессиональное ПО стоит дорого, наиболее дешевый вариант из всех в этом сегменте - Mackie Tracktion ($139), хотя он будет понятен только разбирающимся специалистам. Есть программы и более низкого уровня, которые, кстати, для новичков являются интересными в плане простоты изучения - это бесплатный ACID Xpress, недорогой Cockos Reaper, специальные урезанные версии Steinberg Cubase и Samplitude. Хотя урезанные версии не всегда интересны в силу того, что их пользователям постоянно напоминают, что те или иные функции можно получить, приобретя продукцию из профессиональной серии.

Современные мультитреки позволяют работать с двумя основными типами данных - аудиопотоки и MIDI-сообщения. Если первые можно послушать, то вторые являются командными, содержащими в себе информацию, необходимую для управления виртуальными инструментами. На иллюстрации - Mackie Tracktion

Архитектура виртуальной студии на РС

Если говорить о программной части современной студии, то она базируется на определенной и давно сложившейся архитектуре хостплагины. Хост - это основная программа, к которой можно подключать дополнительные инструменты или процессоры обработки от сторонних разработчиков. Практически все современные мультитреки являются хостами. Плагин (plug-in) следует переводить просто как «подключаемый модуль».

В качестве основной, точнее, наиболее популярной современной технологии взаимодействия «хостплагины» выступает VST, разработанная фирмой Steinberg. VST является своеобразным технологическим протоколом общения, или говоря программным языком - интерфейсом, через который происходят все ключевые взаимодействия между основной программой и подключаемыми модулями. Среди основных - переключение аудиопотоков, обмен MIDI- сообщениями.

Разработчики VST-плагинов тестируют свою продукцию на пяти-семи основных наиболее популярных мультитреках и обеспечивают совместимость, прежде всего, с ними. В случае «разногласий» выпускают специализированные версии для каждой программы, что бывает не всегда. Об этом также нужно знать.

Как работают плагины?

Плагины бывают двух типов - инструменты и процессоры обработки. В рамках стандарта VST-инструменты именуются отдельной аббревиатурой «VSTi». На их входе принимаются MIDI-сообщения, а именно, введенные или сыгранные ноты с учетом множества параметров (динамика нажатия и т.п.). Сам же инструмент работает как модуль синтеза, который воспроизводит входящую информацию, и на выходе мы получаем уже аудиосигнал, который в свою очередь можно обрабатывать любыми процессорами обработки. Это важно понимать.

При подключении процессоров обработки вы перенаправляете поток того или иного аудиотрека, после чего сигнал пересчитывается по определенно заданным алгоритмам (которые имеются в этом плагине). На входе и выходе - аудио.

Для совсем неподготовленных

Недавно автор этих строк столкнулся с интересной проблемой, а именно, стояла задача обучения совсем неподготовленного в компьютерных технологиях человека. Причем он сразу же хотел обучиться Mackie Tracktion. В принципе, то, что после произнесения нескольких вводных фраз перед ним появляется непреодолимая стена непонимания, стало ясно сразу. Дело в том, что область знаний довольно широка, предусматривает знание множества технологий, которое не достичь даже курсом плотных лекций с конспектированием и заучиванием.

В данной конкретной ситуации я начал с более узкой специализации - у меня имелась старая версия Sonic Foundry ACID 2.0, наборы loop’ов (готовых мелодических и ритмических фраз) плюс готовые собранные произведения. Данная версия программы удобна тем, что она абсолютно ничем не перегружена и дает быстрые результаты. И в данном случае процесс пошел. Во-первых, человек стал осваиваться с графическим интерфейсом, понял идею многодорожечной записи, научился основным принципам сведения в рамках компьютерной программы. Во-вторых, он довольно быстро создал готовую аранжировку начального уровня и понял, что хочет изучать дальше, а именно - создание loop’ов, по звучанию близких к коммерческим банкам. Переход от ACID к Tracktion или Live в таком варианте довольно легок. Если у вас нет под рукой второй версии ACID, то рекомендую скачать бесплатную ACID Xpress (www.acidplanet.com/downloads/xpress) - она полнофункциональна, есть только одно ограничение, выраженное в максимальном количестве используемых треков, коих не может быть больше 10.

Кстати, стоит отметить два интересных момента. Первый - имея даже версию ACID Xpress и начальный уровень подготовки, вы можете поучаствовать в конкурсах ремиксов на www.acidplanet.com. Это тоже своего рода хорошая школа. И второй, более веселый момент - старые версии ACID широко используются профессионалами и сейчас для быстрого чернового сведения ремикса и/или подготовки loop’ов. Все дело в том, что интерфейс программы тех лет можно назвать одним из самых удобных за всю историю компьютерного звукового ПО. Ведь, например, не зря именно он был взят за основу для популярного сейчас «середнячка» Cockos Reaper.

Если же человек задался целью заняться не электронной музыкой, а обычными аранжировками в стиле поп с использованием MIDI-клавиатуры, то для начального уровня ему можно бы было порекомендовать освоение программы Cubase, по которой есть множество русскоязычной литературы, а все ответы на необходимые вопросы можно быстро найти в Интернете, потому как сообщество пользователей этой программы велико. Также есть и варианты русификаций интерфейса. Кстати, несколько слов по этому поводу.

Старые версии программы ACID до сих пор любимы профессионалами, в них можно сделать черновые наброски ремиксов и/или нарезать loop’ы. Вот так, например, выглядит мой черновик ремикса на группу Beastey Boys, который я сделал в ACID 2.0

О русификациях

Честно сказать, я не сторонник использования русифицированных продуктов, и мало того, даже обучения на их базе. Почему? Все технологии являются иностранными, и как стандарт описываются на международном языке. Они являются общими, и сопутствующая терминология используется фактически во всех программных продуктах. А это переносимость знаний. Плюс к этому, множество названий модулей или функциональных блоков строятся на фонетическом подобии с определенными словами, например, «xtreme», «4netic» а попытки перевода узкоспециализированных сленговых или комбинированных понятий типа «volumizer» выглядят еще веселее. Да и толку от того, что основной мультитрек у вас на русском, а основная часть плагинов - на английском, на самом деле немного, больше путаницы.

Лучше, когда человек посидит над переводом со словарем.

Альтернатива мультитрекам - виртуальные студии синтеза

Как альтернатива мультитрекам в качестве хост-программ существуют целые виртуальные студии, состоящие из ядра и множества синтезаторов, которые могут к нему подключаться. Это специализированные системы, и по прошествии времени к 2011 году до наших современников дошли только две из них (если говорить о самых популярных) - Synapse Orion и FL Studio. Нужно сказать, эти программы довольно быстро осваиваются, потому как имеют простую архитектуру - чтобы работать с синтезатором, достаточно подключить его к определенному треку управления. Но с точки зрения профессионального студийного производства есть и ряд неудобств, к которым нужно приспосабливаться. Я бы не назвал такие решения эргономичными, хотя Synapse Orion и FL Studio очень популярны в сообществах музыкантов, занимающихся электронной музыкой.

Подытожим

Очень важно грамотно выстроить процесс обучения. Если речь идет о нулевой подготовке, то не стоит постоянно бороться с собой, выбрав в качестве основы крупную профессиональную программу. Всегда можно найти простые варианты, после освоения которых переход на следующие уровни будет более легок. Также не забывайте о стилевой разбежке мультитреков, потому как это подразумевает и сообщества, к которым прислушиваются и сами разработчики.

Кристофер http://itcs.3dn.ru

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх