Поворот в автокаде относительно линии. Использование инструмента повернуть для поворота объектов

Команды редактирования в двумерном пространстве, например команды переноса MOVE, копирования COPY, поворота ROTATE, зеркального отображения MIRROR и размножения массивом ARRAY, могут использоваться и в трехмерном пространстве. Кроме того, существуют команды редактирования, применяемые только в трехмерном пространстве, как-то: команды поворота, создания массива объектов, зеркального отображения, снятия фаски, скругления.

Команды редактирования трехмерных объектов запускаются из падающего меню Modify > 3D Operations или с плавающей панели инструментов Modeling (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Инструменты для редактирования трехмерных объектов

Команда 3DMOVE перемещает объекты на указанное расстояние в заданном направлении, при этом отображает инструмент ручки перемещения в трехмерном виде. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Move или щелчком на пиктограмме 3D Move на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DMOVE:

Для переноса

Specify base point or : – указать базовую точку

Specify second point or : – указать вторую точку или считать перемещением первую точку

Инструмент ручки перемещения отображается в заданной базовой точке. Для ограничения движения перемещением по осям необходимо нажать ручку оси.

Поворот вокруг оси

В двумерном пространстве команда ROTATE производит поворот объекта вокруг указанной точки; при этом направление поворота определяется текущей ПСК. При работе в трехмерном пространстве объект поворачивается вокруг оси. Ось может определяться указанием двух точек, объекта, одной из осей координат (Х , Y или Z ) или текущего направления взгляда. Для поворота трехмерных объектов можно использовать как команду ROTATE, так и ее трехмерный аналог.


Команда 3DROTATE вращает объекты вокруг базовой точки, при этом на трехмерном виде отображает ручку поворота. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Rotate или щелчком на пиктограмме 3D Rotate на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DROTATE:

Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов в ПСК

Select objects: – выбрать объекты для поворота

Specify base point: – указать базовую точку

Pick a rotation axis: – указать ось вращения

Specify angle start point: – указать точку на первом луче угла

Specify angle end point: – указать точку на втором луче угла

Команда ROTATE3D осуществляет поворот объектов в трехмерном пространстве вокруг заданной оси.

Запросы команды ROTATE3D:

Current positive angle: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point on axis or defi ne axis by : – указать первую точку оси

Specify second point on axis: – указать вторую точку оси

Specify rotation angle or : – указать угол поворота

Ключи команды ROTATE3D:

Object – поворот вокруг выбранного объекта. Такими объектами могут быть отрезок, окружность, дуга или сегмент двумерной полилинии;

Last – поворот вокруг оси, использовавшейся в предыдущей команде поворота;

View – поворот вокруг оси, выровненной вдоль направления вида текущего видового экрана и проходящей через заданную точку;

Xaxis, Yaxis, Zaxis – поворот вокруг оси, выровненной соответственно вдоль направления оси X , Y или Z и проходящей через заданную точку;

2point – поворот вокруг оси, проходящей через две заданные точки.

Тренинг-система

Выполните упражнение Rot1 из раздела 5.


Выравнивание объектов

Команда ALIGN осуществляет выравнивание объектов относительно других объектов в двумерном и трехмерном пространстве. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > Align.

Запросы команды ALIGN:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first source point: – указать первую исходную точку

Specify second source point: – указать вторую исходную точку

Specify second destination point: – указать вторую целевую точку

Specify third source point or : – указать третью исходную точку или продолжить

При указании только одной пары исходных и целевых точек выбранные объекты перемещаются на плоскости или в пространстве на расстояние, заданное точками.

При указании двух пар исходных и целевых точек выбранные объекты могут быть перемещены, повернуты и масштабированы на плоскости или в пространстве. Первая пара точек задает базовую точку выравнивания, вторая пара точек – описывает угол поворота. После ввода второй пары точек отображается запрос о масштабировании объекта. В качестве опорной длины для масштабирования берется расстояние между первой и второй целевыми точками. Масштабирование доступно только при выравнивании с помощью двух пар точек.

При указании трех пар исходных и целевых точек выбранные объекты могут быть перемещены и повернуты в пространстве. Вначале объекты перемещаются вдоль вектора, проведенного из исходной точки к целевой, затем исходный объект поворачивается, выравниваясь с целевым объектом. Далее исходный объект поворачивается еще раз, выравниваясь с целевым объектом.


Команда 3DALIGN осуществляет выравнивание объектов относительно других объектов в трехмерном пространстве. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Align или щелчком на пиктограмме 3D Align на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DALIGN:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify source plane and orientation … – исходная плоскость и ориентация

Specify base point or : – указать базовую точку или копировать

Specify second point or : – указать вторую точку или продолжить

Specify third point or : – указать третью точку или продолжить

Specify destination plane and orientation … – целевая плоскость и ориентация

Specify first destination point: – указать первую целевую точку

Specify second destination point or : – указать вторую целевую точку

Specify third destination point or : – указать третью целевую точку

Для исходного объекта можно указать одну, две или три точки. Затем можно указать одну, две или три точки для места назначения. Выбранный объект перемещается и поворачивается так, что совпадают базовые точки и оси X и Y исходного объекта и места назначения выравниваются в трехмерном пространстве. Команда 3DALIGN работает с динамической ПСК, так что можно динамически перетаскивать выбранные объекты и выравнивать их с гранью твердотельного объекта.

Зеркальное отображение относительно плоскости

Команда MIRROR3D , осуществляющая зеркальное отображение объектов относительно заданной плоскости, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Mirror.

Запросы команды MIRROR3D:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point of mirror plane (3 points) or <3points>: – указать первую точку плоскости отражения

Specify second point on mirror plane: – указать вторую точку плоскости отражения

Specify third point on mirror plane: – указать третью точку плоскости отражения

Delete source objects? : – удалять ли исходные объекты

Ключи команды MIRROR3D:

Object – отображение относительно выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги или сегмента двумерной полилинии;

Last – отображение относительно плоскости, использовавшейся в предыдущей команде отображения;

Zaxis – отображение относительно плоскости, заданной двумя точками, первая из которых лежит на плоскости, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

View – плоскость отражения ориентируется согласно плоскости взгляда текущего видового экрана, проходящей через указанную точку;

XY, YZ, ZX – плоскость отражения ориентируется вдоль одной из стандартных плоскостей (XY , YZ или ZX ), проходящей через указанную точку;

3points – отображение относительно плоскости, проходящей через три заданные точки.

Плоскость отображения может представлять собой:

Плоскость построения двумерного объекта;

Плоскость, параллельную одной из плоскостей координат (XY , YZ или XZ ) текущей ПСК и проходящую через заданную точку;

Плоскость, определяемую тремя указанными точками.

Тренинг-система

Выполните упражнение Mir1 из раздела 5.


Размножение трехмерным массивом

Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двумерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z ) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Array.

Запросы команды 3DARRAY:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

: – указать тип массива

Enter the number of rows (–) <1>: – указать число рядов

Enter the number of columns (|||) <1>: – указать число столбцов

Enter the number of levels (…) <1>: – указать число уровней

Specify the distance between rows (–): – указать расстояние между рядами

Specify the distance between columns (|||): – указать расстояние между столбцами

Specify the distance between levels (…): – указать расстояние между уровнями

Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Enter the type of array : R – выбрать круговой тип массива

Enter the number of items in the array: – указать количество элементов в массиве

Specify the angle to fi ll (+=ccw, -=cw) <360>: – указать угол заполнения

Rotate arrayed objects? : – указать, поворачивать ли объекты массива

Specify center point of array: – указать центральную точку массива

Specify second point on axis of rotation: – указать вторую точку оси поворота

Обрезка и удлинение трехмерных объектов

Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны: режущим или граничным.

Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве.

При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания.

Сопряжение трехмерных объектов

В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК.

Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом:

Если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания;

Если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК.

Предположим, например, что в одной плоскости трехмерного пространства находятся две дуги – A и B. Векторы направления выдавливания дуг противоположны: (0, 0.5, 0.8) и (0, -0.5, -0.8) относительно текущей ПСК. Тогда для сопрягающей дуги будет принято направление выдавливания (0, 0.5, 0.8).

Построение сечений

Команда SECTION осуществляет построение поперечного сечения тела в виде области или неименованного блока. Поперечное сечение – это пересечение плоскости и выбранного тела (рис. 17.2).


Рис. 17.2. Построение сечения


Запросы команды SECTION:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify first point on Section plane by <3points>: – указать первую точку на секущей плоскости или один из ключей

Specify third point on plane: – указать третью точку на плоскости

Ключи команды SECTION:

Object – выравнивание секущей плоскости с сегментом круга, эллипса, круговой или эллиптической дуги, двумерного сплайна или двумерной полилинии;

Zaxis – определение секущей плоскости посредством задания двух точек этой плоскости, одна из которых расположена на оси Z ;

View – проводит секущую плоскость параллельно плоскости вида на текущем видовом экране. Расположение секущей плоскости определяется указанной точкой;

XY – выравнивание секущей плоскости с плоскостью XY текущей ПСК;

YZ – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости YZ текущей ПСК;

ZX – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости ZX текущей ПСК;

3points – задание секущей плоскости по трем точкам.

По умолчанию секущая плоскость задается путем указания трех точек. При использовании других методов она определяется плоскостью построения другого объекта, плоскостью текущего вида, осью Z или одной из плоскостей координат (XY , YZ или XZ ). AutoCAD помещает секущую плоскость на текущий слой.

Поперечное сечение представляет собой область или неименованный блок, формируемые на текущем слое, а не на слое, где находится объемное тело, поперечное сечение которого создается.

Получение разрезов

Команда SLICE осуществляет построение нового тела путем разрезания какого-либо существующего тела плоскостью (рис. 17.3). Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Slice.


Рис. 17.3. Формирование разреза


Запросы команды SLICE:

Select objects to slice: – выбрать объекты

Select objects to slice: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify start point of slicing plane or <3points>: – указать первую точку на режущей плоскости

Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

Specify a point on desired side or : – указать точку с нужной стороны от плоскости

Полученные части можно оставить на рисунке или же удалить одну из них. Разрезанные тела наследуют слой и цвет исходного тела, но являются новыми составными телами. При разрезании по умолчанию тремя точками задается режущая плоскость, а затем указывается, какая часть (или обе) должна быть сохранена. При использовании других способов режущая плоскость может определяться другим объектом, плоскостью текущего вида, осью Z или одной из координатных плоскостей (XY , YZ или XZ ).

Ключи команды SLICE:

Object – задает плоскость с помощью выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги, эллипса, эллиптической дуги, двумерного сплайна или сегмента двумерной полилинии;

Zaxis – задает плоскость двумя точками, первая из которых лежит на ней, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

View – задает плоскость, выровненную с плоскостью вида текущего видового экрана и проходящую через заданную точку;

XY, YZ, ZX – задают плоскость, выровненную соответственно с плоскостью XY , YZ или ZX и проходящую через заданную точку;

3points – определяет плоскость, проходящую через три заданные точки;

Keep Both sides – оставляет обе части разрезанного тела.

Тренинг-система

Выполните упражнение Sli1 из раздела 5.


Преобразование в тело

Команда CONVTOSOLID преобразует в трехмерные тела полилинии и окружности, для которых задана высота. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Solid.

В выдавленные трехмерные тела можно преобразовать следующие объекты:

Полилинии с равномерной шириной, имеющие высоту;

Замкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту;

Окружности, имеющие высоту.

Преобразование в поверхность

Команда CONVTOSURFACE преобразует объекты в поверхности. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Sufrace.

В поверхности можно преобразовать следующие объекты:

Двумерные фигуры;

Области;

Разомкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту;

Отрезки, имеющие высоту;

Дуги, имеющие высоту;

Плоские трехмерные грани.

С командой COPY вы познакомились в главе 3 (см. также видеоролик «Урок 3.3. Копирование, вставка и удаление объектов»). Повторим основные моменты, связанные с копированием объектов в AutoCAD с указанием базовой точки.

1. Создайте простой объект или откройте чертеж, содержащий такой объект.

2. Вызовите команду COPY, введя ее в командную строку или нажав кнопку Copy (Копировать) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты. Можно также нажать кнопку Copy (Копировать) на панели инструментов Modify (Редактирование) или воспользоваться командой меню Modify > Copy (Редактирование > Копировать). Появится запрос:


Select objects:


Выберите объект. Появится приглашение:


Select objects:


Нажмите клавишу Enter или Пробел. AutoCAD выдаст запрос об указании базовой точки:


Specify base point or :


3. Щелчком на области рисования выберите базовую точку и переместите мышь, указывая вектор переноса копии объекта. При этом программа попросит указать вторую точку:


Specify second point or


4. Щелчком кнопки мыши вставьте копию. AutoCAD выдаст запрос:


Specify second point or :


Продолжайте вставлять точки, создавая множество копий, как показано на рис. 3.15.

5. Для завершения работы команды нажмите клавишу Enter, выберите параметр Exit или введите букву Е в командную строку.

Создание зеркальной копии объектов

Команда MIRROR создает зеркальное (симметричное) отражение объектов относительно оси симметрии, определенной двумя выбранными крайними точками.

После запуска команды MIRROR AutoCAD выдаст приглашение:


Select objects:


Выберите объекты, которые вы хотите отразить, и нажмите клавишу Enter, чтобы принять набор выделения. Затем AutoCAD предложит вам определить две крайние точки линии, относительно которой должны отразиться выбранные объекты, как показано на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Выбор осевой линии для зеркального отражения объектов


После выбора второй точки программа спросит вас, нужно ли удалять первоначально выбранные объекты:


:


У вас есть выбор: оставить исходные объекты на чертеже вместе с их копиями или оставить только отраженные объекты, а первоначальные удалить. По умолчанию предлагается не стирать исходные объекты, поэтому при выборе этого варианта достаточно нажать клавишу Enter. Чтобы стереть оригиналы объектов, вы можете выбрать параметр Yes или ввести команду Y c последующим нажатием клавиши Enter. В любом случае, каким бы ни был ваш выбор, выполнение команды завершается зеркальным отражением объекта.

Обычно, когда вы зеркально отражаете объект с текстом, необходимо, чтобы текст сохранил свою первоначальную ориентацию – слева направо (рис. 6.2).


Рис. 6.2. Сохранение ориентации текста при зеркальном отражении объекта


Системная переменная AutoCAD MIRRTEXT контролирует ориентацию текста при зеркальном отражении. Присвоение этой переменной значения 1 заставит текст полностью обратиться, как показано на рис. 6.3. Если же переменной MIRRTEXT задано значение 0, то текст сохранит первоначальную ориентацию.

Рис. 6.3. Обращение текста при зеркальном отражении


По умолчанию системной переменной MIRRTEXT присвоено значение 0.

Совет

Для изменения этого значения введите MIRRTEXT в командную строку. В ответ на приглашение Enter new value for MIRRTEXT <0>: следует ввести необходимое значение (0 либо 1).

Рассмотрим порядок выполнения зеркального отражения объектов.

1. Откройте существующий чертеж или создайте новый, содержащий простой объект.

2. Вызовите команду MIRROR, нажав соответствующую кнопку на вкладке Home (Основная) в группе Modify Modify Modify > Mirror (Редактирование > Отобразить). Еще один способ – ввод команды MIRROR в командную строку.

3. Выберите объект, который нужно отразить. Программа попросит указать первую точку зеркальной оси:


Specify first point of mirror line:



Specify second point of mirror line:


5. Включите Ortho Mode (Ортогональный режим), нажав соответствующую кнопку внизу окна программы (если она в данный момент не нажата).

6. Выберите вторую точку ниже первой, используя режим помощи Ortho Mode (Ортогональный режим) (рис. 6.4). Программа отобразит объект и выдаст запрос:


Erase source objects? :


Рис. 6.4. Создание зеркального отражения объекта


7. Нажмите клавишу Enter, чтобы принять значение по умолчанию и сохранить первоначальный объект.

Создание массивов

Массивом называют множество однородных предметов, образующих единое целое. Массивы программы AutoCAD – это совокупность копий одного объекта, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Так как массивы связаны со смещением координат, они могут быть прямоугольными и полярными. В прямоугольных массивах объекты смещаются по осям координат, и такие массивы представляют собой прямоугольные структуры. В полярных массивах копирование происходит вокруг одной точки, в результате чего такие совокупности имеют форму окружности.

Для создания массива используется команда ARRAY. Ее можно вызвать, нажав одноименную кнопку на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или на панели инструментов Modify (Редактирование). Можно также воспользоваться командой меню Modify > Array (Редактирование > Массив) или ввести ARRAY в командную строку.

После запуска команды появится диалоговое окно Array (Массив) (рис. 6.5).


Рис. 6.5. Диалоговое окно Array (Массив)


В верхней части окна расположен переключатель, позволяющий выбрать тип массива: прямоугольный или полярный. Справа от него находится кнопка Select objects (Выбор объектов), нажав которую можно выбрать объекты для копирования. Содержимое центральной части окна изменяется в зависимости от выбранного типа массива. Здесь можно указать различные параметры копирования. Справа находится область предварительного просмотра.

Прямоугольный массив

Для создания прямоугольного массива установите переключатель в окне Array (Массив) в положение Rectangular Array (Прямоугольный массив). При этом станут доступны следующие параметры.

Для изменения количества строк и столбцов используют поля Rows (Строки) и Columns (Столбцы). При изменении количества строк и столбцов изображение в области предварительного просмотра будет обновляться.

Поля Row offset (Смещение между строками) и Column offset (Смещение между столбцами) служат для изменения расстояния между строками и столбцами. При положительном значении параметра Row offset (Смещение между строками) строки создаются в положительном направлении оси Y (вверх), при отрицательном – в обратном направлении. Отрицательное значение в поле Column offset (Смещение между столбцами) означает, что столбцы будут создаваться слева. Обратите внимание на значения этих параметров и изображение в области предварительного просмотра на рис. 6.6.


Рис. 6.6. Указание смещения столбцов и строк


Вы можете определить смещение строк и столбцов независимо, вводя значения в текстовые поля. Кроме того, справа от полей находится объединенная кнопка, которая позволяет выбирать смещение строк и столбцов, определяя два противоположных угла прямоугольника. Длина (x) прямоугольника – смещение столбцов, ширина (у) – смещение строк.

Для указания общего угла массива служит поле Angle of array (Угол массива). Вы можете указать численное значение угла в данном поле или, нажав кнопку Pick Angle of Array (Указать угол массива), расположенную справа от поля, выбрать две точки на чертеже. Программа AutoCAD измерит угол наклона линии между этими двумя точками и использует его в качестве угла наклона массива (рис. 6.7). По умолчанию задан угол 0°.


Рис. 6.7. Настройка общего угла прямоугольного массива


Когда вы изменяете каждое из этих значений, изображение в области предварительного просмотра обновляется, чтобы показать вам, как будет выглядеть итоговый массив. Для представления фактических объектов здесь используются абстрактные блоки. Чтобы увидеть, как будет выглядеть ваш массив на чертеже, щелкните на кнопке Preview (Предварительный просмотр). AutoCAD временно скроет диалоговое окно Array (Массив) и покажет массив с использованием выбранных вами объектов. Кнопка Preview (Предварительный просмотр) будет доступна только после того, как вы выберете объекты.

Закрепите навыки создания прямоугольного массива, выполнив следующие действия.

1. Нарисуйте объект, например эллипс.

Array (Массив).

Rectangular Array (Прямоугольный массив) и щелкните на кнопке Select objects (Выбор объектов). Выберите эллипс и нажмите клавишу Enter для возвращения в окно Array (Массив).

4. Введите следующие значения параметров: Rows (Строки) – 4, Columns (Столбцы) – 6, Row offset (Смещение между строками) – 2 4 0, Column offset (Смещение между столбцами) – 2 8 0, Angle of array (Угол массива) – 10.

5. Щелкните на кнопке Preview (Предварительный просмотр). На экране появится предварительное изображение массива. Если окно Array (Массив) мешает вам увидеть массив, просто перетащите это окно за строку заголовка.

6. Щелкните на кнопке Accept (Принять) для завершения выполнения команды ARRAY. Чертеж должен напоминать показанный на рис. 6.8.


Рис. 6.8. Прямоугольный массив эллипсов под углом 10°

Полярный массив

Для создания полярного массива установите переключатель в окне Array (Массив) в положение Polar Array (Полярный массив) (рис. 6.9).


Рис. 6.9. Окно создания полярного массива


При этом становятся доступны следующие параметры.

Поля X и Y служат для указания центра окружности, по которой будут располагаться элементы массива. Центр также можно задать, нажав кнопку Pick Center Point (Указать центральную точку), расположенную справа от полей, и указав его на чертеже с помощью мыши.

Полярный массив характеризуется тремя параметрами: количеством создаваемых элементов (Total number of items), общим углом, заполняемым массивом (Angle to fill), и углом между элементами (Angle between items). Для создания массива необходимо задать два параметра, для чего в раскрывающемся списке Method (Метод) следует выбрать, какие параметры будут использоваться.

Примечание

При определении угла заполнения или угла между элементами положительное значение будет копировать элементы в направлении против часовой стрелки, а отрицательное – по часовой стрелке.

В нижней части окна находится флажок, который позволяет указать, следует ли поворачивать отдельные объекты в массиве. При снятом флажке объекты сохраняют свой первоначальный угол, а при установленном каждый элемент при выстраивании его по окружности вращается вокруг базовой точки.

При нажатии кнопки More (Больше) отобразятся дополнительные настройки вращения объектов (рис. 6.10). По умолчанию объекты вращаются характерным для них образом. Линейные объекты (линии, полилинии, лучи и т. д.) – относительно их начальной точки. Окружности, дуги и эллипсы – относительно своих центральных точек. Блоки и текст вращаются относительно их точки ввода, а прямые – относительно середины. Для того чтобы они вращались относительно базовой точки, необходимо снять флажок Set to object"s default (Настройки по умолчанию) и в полях X и Y указать координаты точки.

Рис. 6.10. Параметры вращения объектов


Рассмотрим процесс создания полярного массива.

1. Нарисуйте фигуру, подобную показанной на рис. 6.11.

Рис. 6.11. Исходная фигура для полярного массива


2. Вызовите команду ARRAY. На экране отобразится диалоговое окно Array (Массив).

3. Установите переключатель в положение Polar Array (Полярный массив) и щелкните на кнопке Select objects (Выбор объектов). Выберите исходную фигуру и нажмите клавишу Enter для возвращения к окну Array (Массив).

4. Щелкните на кнопке Pick Center Point (Указать центральную точку) и задайте в качестве центра массива точку, расположенную ниже фигуры, на ее осевой линии.

5. В раскрывающемся списке Method (Метод) выберите пункт Total number of items & Angle to fill (Общее количество элементов и угол заполнения).

6. Задайте параметру Total number of items (Общее количество элементов) значение 8, а параметру Angle to fill (Угол заполнения) – 3 6 0.

7. Нажмите кнопку OK. Ваш чертеж должен напоминать представленный на рис. 6.12.

Рис. 6.12. Полярный массив

Поворот объектов

Для поворота объектов используют команду ROTATE. С ее помощью можно поворачивать объекты под определенным углом и вокруг указанной точки.

Для запуска команды ROTATE следует нажать кнопку Rotate (Поворот) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или на панели инструментов Modify (Редактирование). Можно также выполнить команду меню Modify > Rotate (Редактирование > Поворот) или ввести ROTATE в командную строку.

После запуска команды появится запрос:


Select objects:


Выделите объекты, которые необходимо повернуть, и нажмите клавишу Enter или Пробел для принятия набора выделения. Программа выдаст следующий запрос:


Specify base point:


В ответ с помощью мыши задайте точку, вокруг которой будет происходить вращение, после чего появится последний запрос – об указании угла вращения:


<0>:


Угол вращения можно указать одним из трех способов:

С помощью мыши, используя базовую точку в качестве вершины угла;

Вводом значения угла с клавиатуры;

Используя параметр Reference, задать начальный угол и затем новый.

Примечание

Существует также возможность указать базовую точку с помощью декартовых координат в поле возле указателя или в командной строке. Например, чтобы повернуть объект с использованием в качестве базовой точки начала координат рисунка, вы можете ввести 0.0 и нажать клавишу Enter в ответ на приглашение Specify base point:.

Чтобы задать угол поворота с помощью мыши, просто перемещайте указатель вокруг базовой точки, пока объект не примет требуемое положение (рис. 6.13).


Рис. 6.13. Предварительный вид объекта после поворота


Совет

Вы можете использовать Ortho Mode (Ортогональный режим) или вспомогательные средства полярного отслеживания, чтобы быстро и точно поворачивать объекты на требуемые углы.

Значение угла поворота можно просто ввести с клавиатуры. Для измерения углов используются текущий базовый угол и направление. Заданный по умолчанию базовый угол – 0° (восток) с направлением измерения против часовой стрелки. В момент выполнения команды текущее направление и базовый угол отображаются в командной строке следующим образом:


Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANG– BASE=0


Ввод значения угла и нажатие клавиши Enter поворачивают выбранный объект на указанный угол.

Примечание

Можно ввести отрицательный угол и вращать объекты в противоположном направлении. Например, ввод значения -45° эквивалентен вводу значения 315°: объект примет одно и то же положение в результате поворота в разных направлениях.

Параметр Reference позволяет вращать объекты, определяя направление или начальный угол и затем указывая новый, абсолютный угол поворота. AutoCAD повернет объект, вычислив разницу между углом направления и новым углом.

Данный параметр неоценим, если вы не знаете существующий угол поворота объекта. Используя функцию захвата, вы можете зафиксировать на объектах две точки, которые определяют текущий угол. Затем в ответ на запрос:


Specify the new angle or <0>:


необходимо ввести угол с клавиатуры либо, воспользовавшись параметром Points, выбрать две точки для определения нового угла (рис. 6.14).


Рис. 6.14. Вращение с применением параметра Reference


С помощью параметра Copy команды ROTATE можно не только вращать объекты, но и создавать их копии. При выборе этого параметра в ответ на запрос Specify rotation angle or <0>: появится следующий запрос:


Rotating a copy of the selected objects.

Specify rotation angle or <0>:


Угол вращения можно задать с помощью любого метода, описанного ранее. На рис. 6.15 показан результат использования параметра Copy при выполнении команды ROTATE.

Рис. 6.15. Результат поворота объектов с копированием


Для тренировки полученных знаний выполните следующие действия.

1. Вызовите команду ROTATE и выберите на чертеже объект, который необходимо повернуть. Появится первый запрос:


Specify base point:


2. Укажите центр вращения, и программа выдаст запрос об определении угла вращения:


Specify rotation angle or <0>:


3. С помощью мыши поверните объект на любой угол.

4. Чтобы вернуть объект в исходное положение, нажмите клавишу Esc. Можно также нажать кнопку Undo (Отмена) на панели быстрого доступа или на панели инструментов Standard (Стандартная).

5. Повторно вызовите команду ROTATE и выберите на чертеже объект, который необходимо повернуть. Появится запрос:


Specify base point:


6. Укажите центр вращения. Появится следующий запрос об определении угла поворота:


Specify rotation angle or <0>:


7. Введите значение 4 5 и нажмите клавишу Enter. Объект будет повернут на 45°.

8. Введите команду U и нажмите клавишу Enter или Пробел, чтобы отменить изменения.

9. Снова вызовите команду ROTATE и выберите на чертеже объект. После этого программа выдаст запрос об указании базовой точки:


Specify base point:


10. Укажите центр вращения. Появится приглашение:


Specify rotation angle or <0>:


11. Выберите параметр Copy, используя клавиши управления курсором или введя C в командную строку и нажав клавишу Enter.

12. Введите значение 6 0 и нажмите клавишу Enter. Объект будет повернут и скопирован.

Масштабирование объектов

Для изменения размеров объектов в AutoCAD используется команда SCALE (см. также видеоролик «Урок 6.1. Поворот и масштабирование объектов»).

Чтобы запустить команду SCALE, следует нажать кнопку Scale (Масштаб) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или на панели инструментов Modify (Редактирование). Можно также выполнить команду меню Modify > Scale (Редактирование > Масштаб) или ввести SCALE в командную строку.

После вызова команды SCALE программа выдаст запрос о выборе объектов:


Select objects:


Укажите объекты, масштаб которых следует изменить, и нажмите клавишу Enter или Пробел, чтобы принять набор выделения. В следующем запросе требуется указать базовую точку, относительно которой будет происходить изменение масштаба:



<1.0000>:


Коэффициент масштабирования можно указать одним из трех способов:

С помощью мыши, используя базовую точку как вершину;

Вводом коэффициента с клавиатуры;

Используя параметр Reference, задать начальный размер (длину), а затем новый. Сделать это можно как с клавиатуры, так и указывая точки на чертеже.

При использовании мыши вы просто перемещаете указатель, выбирая на чертеже точку, чтобы указать желаемый коэффициент масштаба. При этом отображается предварительный вид объекта (рис. 6.16).

Рис. 6.16. Изменение масштаба объекта


Примечание

Существует также возможность ввести декартовы координаты базовой точки в поле возле указателя или в командную строку. Например, чтобы масштабировать объект, используя начало координат рисунка в качестве базовой точки, вы можете ввести значение 0.0 и нажать клавишу Enter в ответ на приглашение Specify base point:.

Значение масштаба можно также ввести с клавиатуры. При коэффициенте масштабирования, большем чем 1, объекты увеличиваются, а при меньшем их размер уменьшается. Коэффициент масштабирования всегда должен быть больше нуля.

Параметр Reference позволяет масштабировать объекты, определяя начальную длину, а затем новую, абсолютную. AutoCAD определяет необходимый коэффициент масштаба, вычисляя разницу между начальной и новой длиной. Вы можете ввести длину с клавиатуры или выбрать на рисунке две точки, которые определяют относительную длину. Параметр Reference просто необходим, если вы не знаете длину существующего объекта, а располагаете лишь требуемой. Используя функцию захвата, вы можете зафиксировать на объекте две точки, которые определяют его длину. Затем AutoCAD предложит задать новую длину:


Specify new length or <1.0000>:


Вы можете ввести длину с клавиатуры или использовать параметр Points, чтобы выбрать две точки для указания новой длины.

С помощью параметра Copy команды SCALE можно не только изменять масштаб объектов, но и создавать их копии. При выборе данного параметра в ответ на запрос Specify scale factor or <1.0000>: появится следующее приглашение:


Scaling a copy of the selected objects.

Specify scale factor or <1.0000>:


Вы можете использовать любой метод, чтобы определить коэффициент масштаба. Пример изменения размеров с копированием объекта представлен на рис. 6.17.

Рис. 6.17. Результат изменения масштаба с копированием объекта


Закрепите пройденный материал, выполнив следующее упражнение.

1. Вызовите команду SCALE и выберите объект. На экране появится запрос об определении базовой точки:


Specify base point:


2. Обозначьте базовую точку. Программа попросит определить коэффициент масштаба:


Specify scale factor or <1.0000>:


3. Масштабируйте объект в любом отношении, используя точку, выбранную указателем мыши.

4. Введите букву U в командную строку или нажмите кнопку Undo (Отмена) на панели быстрого доступа, чтобы вернуть объекту первоначальный размер.

5. Повторно вызовите команду SCALE и выберите объект. На экране появится запрос:


Specify base point:


6. Обозначьте базовую точку, после чего появится запрос об определении коэффициента масштаба:


Specify scale factor or <1.0000>:


7. Введите значение 2 и нажмите клавишу Enter или Пробел. Объект будет увеличен в два раза.

Разрыв объекта

Команда BREAK позволяет удалять части объекта или разбивать его на два. Для ее запуска следует нажать кнопку Break (Разрыв) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или на панели инструментов Modify (Редактирование). Можно также выполнить команду меню Modify > Break (Редактирование > Разрыв) или ввести BREAK в командную строку.

После вызова команды BREAK программа предложит вам выбрать объект. Одновременно с выбором объекта вы указываете первую точку разрыва. Если вы хотите ее изменить, необходимо в ответ на запрос команды Specify second break point or : выбрать параметр First point, чтобы повторно указать первую точку. Затем, после указания первой точки, в ответ на запрос программы укажите вторую точку, и разрыв будет создан.

Если вам необходимо разбить один объект на два, не нарушая при этом его геометрию, просто используйте символ @, чтобы определить вторую точку. В этом случае программа разместит вторую точку в тех же координатах, где находится первая. В итоге будут созданы два объекта, вместе составляющие исходный.

Иногда тип новых объектов, созданных при разбиении, может отличаться от исходного. Когда вы обрываете линию, AutoCAD просто создает две линии, однако, когда вы обрываете окружность, программа преобразует ее в дугу. Порядок выбора точек определяет, какая часть круга будет сохранена. AutoCAD удалит часть, первую в направлении против часовой стрелки.

При выборе второй точки разрыва следует иметь в виду некоторые особенности. Во-первых, если вы выберете вторую точку где-нибудь вне объекта, AutoCAD спроектирует точку обрыва по линии, перпендикулярной объекту и проходящей через выбранную точку. Во-вторых, если вторая точка разрыва лежит за границами объекта, AutoCAD просто удалит все, что находится между первой точкой и границей объекта.

Для создания разрыва объекта следует выполнить следующие действия.

1. Вызовите команду BREAK и выберите на объекте (например, окружности) точку, которая будет служить первой точкой разрыва. AutoCAD попросит указать вторую точку:


Specify second break point or :


2. Укажите вторую точку где-либо возле окружности, чтобы разорвать окружность и получить ее часть в виде дуги. Результат должен выглядеть примерно так, как показано на рис. 6.18.

Рис. 6.18. Результат разрыва окружности

Создание фаски

Объекты чертежа можно соединять, строя фаски (скошенные линии). «Снять фаску» на языке металлообработки означает сделать скос на прямоугольной грани детали. Наличие такой функции в AutoCAD вызвано тем, что во многих случаях изображение этих частей чертежа неудобно создавать с помощью базовых инструментов редактирования.

Для создания фаски (скошенного угла) между двумя пересекающимися объектами используется команда CHAMFER. Ее можно вызвать щелчком на кнопке Chamfer (Фаска) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или на панели инструментов Modify (Редактирование). Можно также выполнить команду меню Modify > Chamfer (Редактирование > Фаска).

При использовании команды CHAMFER нужно задать два расстояния (от точки пересечения до каждого объекта) или расстояние и угол для фаски. Параметр mEthod позволяет выбрать, какой способ создания фасок использовать.

Метод задания расстояний

С помощью данного метода вы определяете расстояние от пересечения до объекта вдоль каждой линии. Программа вычисляет расстояния от точки пересечения до первого и второго объектов и затем рисует линию между этими двумя точками.

Параметр Distance позволяет настроить длины фаски. Первая длина применяется для первого выбранного объекта, вторая – для второго.

Если длины фаски равны, рисуется фаска в 45°. Когда вы устанавливаете первое расстояние, AutoCAD присваивает это значение, заданное по умолчанию, второму расстоянию. Чтобы принять это, просто нажмите клавишу Enter в ответ на запрос программы о вводе второго расстояния фаски.

Метод задания угла

Метод задания угла использует расстояние и угол для определения линии фаски. Расстояние отнимается от первого выбранного объекта для определения начальной точки, и линия фаски рисуется под определенным углом, пока не пересекается со вторым объектом. По умолчанию угол измеряется в направлении против часовой стрелки от первого объекта.

При создании фаски для полилинии с помощью параметра Polyline первый и второй объекты определяются в том порядке, в котором была нарисована полилиния. Если вы сомневаетесь или не получаете ожидаемых результатов, лучшим способом, возможно, будет не использовать параметр Polyline, а просто нанести фаски на участки полилинии отдельно.

Рассмотрим порядок создания фаски.

1. Нарисуйте две линии, расположенные перпендикулярно друг к другу (рис. 6.19).

Рис. 6.19. Исходные линии для нанесения фаски


2. Запустите команду CHAMFER и выберите параметр Angle. На экране появится запрос об определении длины фаски на первой линии:


Specify chamfer length on the first line <0.0000>:


3. Введите значение 90 и нажмите клавишу Enter или Пробел, чтобы установить длину. Появится запрос об указании угла фаски:


Specify chamfer angle from the first line <0>:


4. Введите значение 65 и нажмите клавишу Enter или Пробел для установки угла фаски. Программа попросит выбрать первую линию:



5. Затем укажите вторую линию в ответ на запрос:



AutoCAD скосит угол. Обратите внимание, что расстояние 90 отмеряется от выбранной вами первой линии. Результат должен выглядеть примерно так, как показано на рис. 6.20.

Рис. 6.20. Создание фаски методом ввода одного расстояния и угла


6. Введите команду U, чтобы отменить нанесение последней фаски.

7. Вновь запустите команду CHAMFER и выберите параметр Distance. Задайте первое расстояние равным 110.

8. AutoCAD устанавливает для второго расстояния значение по умолчанию, соответствующее первому расстоянию. Нажмите клавишу Enter, чтобы принять это значение. AutoCAD выдаст запрос о выборе первой линии:


Select first line or :


Выберите одну из линий в качестве первой.

9. В ответ на следующий запрос укажите вторую линию:


Select second line or shift-select to apply corner:


10. AutoCAD нанесет фаску, и чертеж примет вид, подобный показанному на рис. 6.21.

Рис. 6.21. Фаска, созданная методом ввода двух расстояний

Вы познакомились с основами редактирования объектов в AutoCAD, освоили такие базовые приемы, как копирование, зеркальное отражение, поворот, изменение размеров объектов, а также более специфические средства – создание массива объектов, разрыва и фаски.

Знание и уверенное владение приемами редактирования позволяет оптимизировать процесс создания чертежей, схем, планов и т. д. Вы сможете выделять опорные структурные элементы объектов, находить симметрию и подобие. Так AutoCAD дает вам больше возможностей для творчества, принимая на себя большую часть рутинной работы.

Повернуть объект (геометрический элемент, текст, изображение, блок) в Автокаде можно двумя способами, с помощью соответствующей команды или так называемых "Ручек".

Поворот объектов с помощью команды ПОВЕРНУТЬ (_ROTATE ) выполняется следующим образом:

1. Запустите команду нажатием соответствующей кнопки на панели инструментов редактирования, введите в командную строку ПОВЕРНУТЬ (_ROTATE ) или выберите из верхнего меню Редактировать → Повернуть .

2. Выберите объект или объекты для поворота. Данная команда поддерживает и предварительный выбор, если объекты были выбраны перед запуском команды ПОВЕРНУТЬ , этот пункт можно пропустить.

4. Введите величину угла поворота в командную строку и нажмите Enter, либо укажите курсором на экране, завершив вращение кликом левой кнопки мыши. Команда имеет опции "Копировать" и "Опорный угол". При выборе "Копировать" базовый элемент останется, повернется его копия. Опция "Опорный угол" позволяет альтернативно указать величину поворота на экране, выбрав начальное и конечное направление.

Вращение объектов с помощью ручек

1. Выделите объекты объект или объекты которые следует повернуть.

2. Кликните за маркер (ручку). Данный маркер будет являться центром поворота объектов.

3. По клику правой клавиши выберите опцию "Повернуть".

4. Аналогично предыдущему способу введите величину угла поворота, или выберите по клику правой клавиши.

В Автокаде за положительную величину угла принят поворот по часовой стрелки, а отрицательный против.

Важно. Эти методы позволяют вращать объекты вокруг единого центра. В том случае, если вам необходимо повернуть множество объектов вокруг их собственных центров, так чтоб они остались на своих местах, подробно разобрано

Поворот чертежа по начертательной геометрии.


Вызвать команду Повернуть можно одним из следующих способов (начать поворот объекта (ов)):

  • осуществить поворот в Автокад объекта (группы объектов) можно из строки меню пункт Редактировать - строка Rotate;
  • повернуть объект можно на вкладке Главная ленты инструментов - в группе инструментов Редактирование - кнопка Rotate;
  • поворот объекта возможен из классической панели инструментов Редактирование - кнопка Rotate;
  • либо прописать наименование команды в командной строке Повернуть.


Как повернуть объект в Автокад на определенный угол

Вызываем команду Rotate. В командной строке отобразится запрос:

Выберите объекты:

До вызова команды Повернуть вы можете заранее выбрать объект или группу объектов для поворота на заданный угол, т.к. операция поворота в Автокаде может выполняться как в режиме предварительного, так и в режиме отложенного выбора . Выберем прямоугольник и нажмем "Enter". Программа выдаст запрос:

Базовая точка:

Теперь необходимо указать базовую точку, т.е. точку относительно которой будет осуществляться в Автокад поворот объекта (прямоугольника). Укажем правый верхний угол прямоугольника при помощи объектной привязки Конточка (Endpoint) . Как только вы укажете базовую точку, отобразится предварительный вид поворачиваемого объекта, который будет вращаться вслед за изменением положения курсора-перекрестия . По умолчанию появится штриховая линия желтого цвета, которая будет следовать от базовой точки вращения до курсора-перекрестия (визуальное обозначение угла поворота в Автокаде). Появится пиктограмма вращения рядом с перекрестием. Командная строка отобразит запрос:

<0>:

Угол поворота в AutoCAD объекта можно задать при помощи:

  • мыши - щелчком мыши (использование полярного отслеживания , объектных привязок);
  • ввести значение угла в командную строку ;
  • задать координаты точки.

Введем значение угла в командную строку 45 градусов и нажмем "Enter". Как только мы укажем в Автокаде угол поворота, система произведет поворот прямоугольника против часовой стрелки на 45 градусов, а команда Повернуть завершит свое выполнение.


По умолчанию в программе Автокад поворот объектов осуществляется против часовой стрелки, а отсчет угла поворота ведется относительно горизонтальной линии направленной вправо (положительно направленной оси X).

Соответственно если вы хотите в Автокаде повернуть объект по часовой стрелке, то вводите отрицательное значение угла поворота в командую строку.

Создание повернутых копий объекта

Функционал команды Rotate позволяет сделать повернутые копии объектов вокруг базовой точки вращения . Отвечает за данную функцию в программе опция Копия данной команды.

Выберем повернутый прямоугольник под углом 45 градусов к горизонту. Вызываем команду Rotate. В командной строке отобразится запрос:

Базовая точка:

Укажем левый верхний угол прямоугольника при помощи объектной привязки "Конточка" . Система выдаст запрос:

Угол поворота или [К опия/О порный угол] <45>:

Выберем опцию Копия. Обратите внимание, что оригинал поворачиваемого прямоугольника из тонких серых линий примет текущий цвет, т.к. его местоположение на чертеже не изменяется. Программа повторит запрос:

Угол поворота или [К опия/О порный угол] <45>:

Введем отрицательное значение угла -45°, чтобы повернуть объект в Автокаде по часовой стрелке, и нажмем "Enter". Как только мы укажем значение угла поворота, программа сделает повернутую копию объекта, а команда "Повернуть" завершит свое выполнение.


Поворот объектов в AutoCAD с использованием опорного угла

Опция Опорный угол позволяет задать так называемый опорный угол перед поворотом объекта. По умолчанию опорный угол в Автокад равен 0. Опция "Опорный угол" используется практически во всех командах, которые связаны с поворотом объектов или вращением 3D-тел.

Рассмотрим использование опорного угла в Автокаде (разработчики так с ним намудрили, что в дебри залезать не будем).

Распространенный способ поворота объекта на неизвестный угол с привязкой к этому углу (через объект, координаты точек).

Выберем прямоугольник расположенный под углом 45° к горизонтали.

Вызываем команду Автокад Повернуть. Указываем базовую точку, относительно которой будем поворачивать объект. Этой точкой будет левый нижний угол прямоугольника.

Выбираем опцию в Автокаде Опорный угол. Система отобразит запрос:

Опорный угол <0>:

Опорный угол в Автокад по умолчанию равен 0. Опорный угол отсчитывается от горизонтальной линии направленной в право.

Укажем опорный угол двумя точками на чертеже при помощи объектной привязки Конточка . В качестве точек будут выступать конечные точки нижней стороны прямоугольника. Как только укажете опорный угол, нижняя сторона эскиза прямоугольника как бы привяжется к курсору-перекрестию и будет поворачиваться вслед за ним при изменении его положения.

Расположим нижнюю сторону прямоугольника под углом 90 градусов к горизонтали. Для этого при помощи полярного отслеживания укажем щелчком мыши новый угол 90°.

В данном случае нам нужно развернуть прямоугольный объект, представляющий на чертеже контур фасада малой тумбы, на 90° против часовой стрелки. Для этого нам понадобиться воспользоваться новым для вас инструментом Повернуть (Rotate).

Совет. В AutoCAD направление поворота против часовой стрелки считается положительным, а по часовой стрелке – отрицательным. Если вас не устраивает принятое по умолчанию направление отсчета углов, его можно изменить с помощью диалогового окна Выбор направления , которое открывается после щелчка на кнопке Направление диалогового окна Единицы чертежа (см. рис. 3.3).

1. Запустите инструмент Повернуть , щелкнув на кнопке Повернуть панели инструментов Изменить или выбрав из меню команду Изменить » Повернуть либо введя в командном окне команду Повернуть или просто пов . AutoCAD предложит выбрать объекты, подлежащие повороту. Щелкните на одной из линий фасада малой тумбы и нажмите Enter для завершения выбора.

Примечание. Щелкнув на одной из линий прямоугольника, вы сразу поймете, чем он отличается от прямоугольников, созданных из отдельных линий, – в данном случае будут выделены сразу все четыре линии объекта, независимо от того, на какой из линий вы щелкните. Прямоугольники, созданные с помощью команды Прямоугольник , состоят из четырех сегментов так называемой полилинии, которая объединяет все сегменты в один объект. Подробнее с полилиниями вы познакомитесь в материале главы 10, посвященной нанесению надписей на чертеж.

2. AutoCAD в командном окне предложит выбрать базовую точку, относительно которой нужно выполнить поворот. Щелкните на кнопке Конточка панели инструментов Объектная привязка .

3. Переместите указатель к верхнему левому углу контура фасада (точка, в которой он прикасается к контуру малой тумбы). Как только AutoCAD распознает эту точку в качестве оконечной, щелкните левой кнопкой мыши для захвата ее координат в качестве базовой точки поворота. Прежде, чем перейти к выполнению следующей операции, убедитесь в том, что кнопка-индикатор ОРТО в строке состояния находится в выключенном положении (если это не так, щелкните на нем, чтобы отключить ортогональный режим черчения). Этот режим, который обеспечивает черчение только по горизонтали и вертикали, бывает удобен во многих случаях, но в данной ситуации он нам будет только мешать. Более подробно ортогональный режим описан в материале главы 5.

4. Переместите указатель от базовой точки – с перемещением указателя контур фасада будет поворачиваться (рис. 4.46). В командной строке появится приглашение Угол поворота или [Копия/Опорный угол] : , предлагающее задать угол поворота.

Рис. 4.46 Второй прямоугольник вращается вокруг базовой точки

5. Введите 90. Прямоугольник будет повернут на 90°, в результате чего наша «дверца» малой тумбы перейдет в «закрытое» положение, как на рис. 4.3, а выполнение команды Повернуть автоматически завершится.

Теперь мы на некоторое время отвлечемся от задачи создания прямоугольников и познакомимся с еще одним новым инструментом, предназначенным для создания дуг.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх